Что же такое личность и как ею стать? Понимание этого поможет вам узнать себя, лучше понять поведение окружающих людей, построить крепкие отношения. Чем личность отличается от индивидуальности. Какие бывают типы личности и ее структура.
Содержание
Что такое личность в психологии
Личность в психологии — Это отдельный человек с уникальными психологическими характеристиками, которые влияют на его решения. Так звучит самое популярное определение.
Есть другая трактовка. Личность — социальный субъект, играющий определенные роли — личностные и социальные. Это комплекс установок, вкусов, взглядов и так далее.
В быту личность — это сильный, успешный человек с богатым опытом, который многого добился и внес существенный вклад в общественную жизнь.
Термин сложный и многогранный, поэтому разные психологи трактуют его по-разному.
Отличия понятий: «личность», «индивид», «индивидуальность»
Понятие «личность» в психологии обычно «соседствует» с такими терминами, как «индивид» и «индивидуальность». Очень схожие между собой концепции, которые подчеркивают уникальность человека. Но есть смысловые различия.
- Индивид — просто отдельный человек. Например, вы с кем-то познакомились и ничего не знаете об уникальных психологических характеристиках собеседника. Для вас это обычный человек.
- Индивидуальность — это особенные черты характера, уникальное поведение и мышление. Это главное отличие людей друг от друга.
- Личность — это то, как проявляются уникальные качества человека. Его поступки, поведение, манера общения.
Структура личности
Под структурой личности понимают взаимосвязь и взаимодействие различных компонентов: способностей, проявления силы воли, эмоций и так далее. Эти аспекты являются особенностями личности.
Их много, поэтому были придуманы следующие уровни:
- Первый, или низший, уровень подразумевает половые черты психики, которые могут быть как возрастными, так и врожденными.
- На втором уровне находятся особенности, связанные с мышлением, памятью, эмоциями и восприятием.
- Третий уровень включает в себя привычки, полученные знания и способности, то есть жизненный опыт.
- Четвертый, высший уровень, охватывает интересы, мотивацию, установки, идеалы, уверенность в себе, черты характера и взгляды на жизнь.
В ходе становления личности человек поднимается по уровням, приобретает умения с навыками. Формируются новые ценности, меняются взгляды. Каждый уровень меняет людей, наделяет их новыми особенностями характера.
Например, ребенок рос вдали от социума или воспитывался в нечеловеческих условиях. Повзрослев, он останется на низшем уровне развития.
Личность: 6 главных элементов
Личность — уникальное сочетание самых разных особенностей психики. Характеристик очень много, поэтому их разделили на несколько основных категорий, чтобы было удобнее изучать.
Способности
Эта категория подразумевает индивидуальные навыки. С их помощью люди успешно справляются с проблемами, решают задачи и добиваются поставленных целей.
Способности делятся на:
- Основные — это простые навыки, которые позволяют выполнять базовые функции, такие как дыхание и ходьба.
- Приобретенные — это сложные навыки, которые формируются в процессе обучения, такие как рисование, танцы, игра на гитаре и другие.
- Специальные навыки, для развития которых требуется талант, например, способность писать книги или сочинять музыку.
- Теоретические знания включают в себя все, что связано с абстрактно-логическим мышлением и умением проводить сложные расчеты.
- Практические навыки — это умение успешно справляться с различными задачами в повседневной жизни, такие как уборка дома или стирка одежды.
- Социальные навыки: умение общаться, находить друзей и заводить полезные знакомства.
- Предметно-деятельные навыки — это умения эффективно использовать различные предметы и инструменты для решения задач.
Иногда способности относятся сразу к двум и более категориям. Например, надо забить гвоздь. Это и сложный навык, и практическое применение. А еще необходим молоток, поэтому эта способность относится и к предметно-деятельной группе.
Воля
Воля подразумевает самоконтроль и самоограничения, которые необходимы для достижения конкретных целей и результатов. Это способность контролировать собственное поведение, следить за эмоциями, бороться с сиюминутными желаниями.
Главный признак — способность человека разумно мыслить, принимать взвешенные решения и прилагать усилия для достижения своих целей, преодолевая препятствия.
Воля — это сила, которая помогает нам преодолевать трудности и достигать успеха. Чем сильнее воля, тем более сильным становится человек.
Вот несколько простых примеров того, когда нам может потребоваться проявить силу воли:
- каждый день принимать контрастный душ;
- отказаться от вредных привычек;
- регулярно заниматься спортом;
- перестать есть сладкое;
- соблюдать диету и так далее.
Характер
Характер — это совокупность особенностей психики человека, которые определяют его поведение, методы взаимодействия с окружающим миром и людьми. Он влияет на то, как мы принимаем решения и как нас воспринимают другие люди.
- Люди с сильным характером обычно настойчивы, упорны и обладают сильной волей. Они не боятся трудностей и готовы преодолевать препятствия на пути к своей цели.
- В отличие от них, люди со слабым характером могут быть неуверенными в себе, безвольными и испытывать трудности в общении с другими людьми.
Темперамент
Врожденная особенность личности. Основные свойства темперамента: активность, эмоциональность, общительность, стрессоустойчивость и тому подобное. Существует 4 типа.
- Меланхолик. Повышенная чувствительность и эмоциональность. Человек легко сдается, сталкиваясь с трудностями. Часто меняется настроение.
- Холерик. Огромный объем жизненной энергии, целеустремленность, раздражительность. Часто проявляет агрессию, не осознавая, что вредит окружающим.
- Флегматик. Низкая активность, спокойствие, уравновешенность. Обладатель такого темперамента предпочитает наблюдать за людьми и событиями. Склонен к консерватизму, терпелив, легко справляется с рутинными задачами.
- Сангвиник. Позитивный тип темперамента. Человек активен, оптимистичен, энергичен.
Эмоции
Эмоции — это положительные или отрицательные переживания, которые возникают в ответ на удовлетворение (или неудовлетворение) базовых потребностей человека. Они также могут быть реакцией на события, происходящие вокруг нас.
Существует четыре типа эмоций:
- Простейшие, связанные с удовлетворением базовых потребностей.
- Настроение: связано с реакцией на внешние обстоятельства и внутренние факторы.
- Аффекты: сильные и практически неконтролируемые эмоции. Они проявляются в критических ситуациях.
- Чувства: переживания, связанные с конкретным человеком либо объектом (агрессия, влюбленность, страх и т. п.).
Эмоции демонстрируют, как мы относимся к конкретным людям. Помогают наладить взаимоотношения или отказаться от общения.
Мотивация
Внутренний процесс, побуждающий нас к действиям, к реализации целей и желаний. Мотивация является важным фактором в психологии личности, помогает расти над собой, развиваться и двигаться к намеченным целям.
- Мотив. Побудительная причина, повод для совершения определенных действий ради удовлетворения собственных потребностей.
- Стимул. Внутренний либо внешний фактор, который в сочетании с мотивом управляет поведением человека. Направлен на достижение конкретных целей.
- Намерение. Осознанное решение, которое соответствует желанию что-либо сделать.
- Побуждение. Неосознанное стремление к совершению каких-либо действий.
Мотивация — это своего рода «топливо» для человека. Без нее сложно к чему-то стремиться, предпринимать определенные действия и развиваться.
Развитие личности
Развитие личности — обширный раздел психологии. Описывает закономерности, особенности формирования человеческой психики.
Существует огромное количество теорий по поводу развития человека. Некоторые дополняют друг друга, другие противоречат, третьи стоят особняком.
Какое развитие личности можно считать правильным? Понимания среди психологов нет. У каждого свое мнение, основанное на многолетних исследованиях.
Но есть один факт, с которым согласны все:
Развитие личности начинается в момент рождения и продолжается до конца жизни. Поэтому важно наблюдать, выявлять закономерности и корректировать отрицательные черты характера.
Личность: основные теории исследований
За несколько сотен лет было придумано множество теорий развития личности как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Стоит выделить самые значимые.
Теория Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд в своих работах много внимания уделял влиянию на человека бессознательного и детских переживаний.
Согласно теории Фрейда, в процессе взросления у человека последовательно формируются три структуры личности:
- ИД (Оно) — это бессознательная часть личности, которая есть у человека с самого начала жизни. Это первичные потребности и побуждения, такие как сон, прием пищи, секс и т. п.
- Эго (Я) — часть персоны, которая воспринимается как «Я». Помогает разобраться в интересах и желаниях, поставить перед собой цели и расписать задачи.
- Супер-Эго (Супер-Я) — наша совесть, нравственность, идеалы. Подразумевает правила и запреты, которые человек должен соблюдать. Супер-Эго необходимо для контроля поведения.
Теория Фрейда направлена на раскрытие глубинных стимулов поведения. Например, как сексуальное влечение влияет на действия человека. Фрейд считал, что наше поведение связано с иррациональными влечениями, которые проявляются неосознанно.
Карл Юнг и его аналитическая теория
Психолог рассматривал понятие «Я», как стремление человека к единству. Внес изменения и в классификацию типов личности. Именно Карл Юнг «разделил» человечество, придумав интроверсию и экстраверсию.
По мнению психолога, каждому человеку в момент появления на свет «выдается» определенный набор параметров. Внешняя среда не формирует личность. Она просто помогает выявлять уже то, что в человеке заложено с рождения.
Согласно теории аналитической психологии, личностная структура состоит из трех частей:
- Сознание — это основа личности.
- Индивидуальное бессознательное, которое включает в себя комплексы воспоминаний, желаний, ощущений и страхов, которые были забыты или вытеснены.
- Коллективное бессознательное. Его содержание — это архетипы, то есть модели поведения и видения мира. Архетипы — это первообразы, которые несут в себе определенные жизненные сценарии, такие как роли отца, матери, ребенка, мудреца и так далее. Это так называемое психологическое наследство, «память поколений».
Психолог считал, что люди наследуют от своих предков определенную систему психики, которая развивалась много тысяч лет. Она заставляет испытывать определенные переживания и реализовывать жизненный опыт определенным образом.
Теория «множественной личности» Уильяма Джеймса
Уильям Джеймс считал, что эмпирическое «Я» (или «Моё») — это все, что человек считает своим. Например, собственное тело, семья, друзья, вещи, земельный участок, дом, машина, банковский счет, достижения в спорте, творчестве и так далее.
Эмпирическое «Я» включает в себя:
- Материальное «Я»: тело, вещи, собственность и т.д.
- Социальное «Я»: это все, что связано с обществом и то, кем признают индивида окружающие.
- Духовное «Я»: внутренний мир человека — способности, философские и нравственные убеждения, психические особенности.
По мнению Джеймса, сбалансированное развитие личности должно происходить сразу в трех сферах.
Структура личности по Эрику Берну
Психолог Эрик Берн выделял три психических состояния, которые проявляются в виде трех Эго-состояний:
- «Ребенок». Проявляется в виде чувств, привычек, образа мыслей, желаний, действий, которые характерны для человека в детском возрасте. Когда человек находится в состоянии ребенка, он склонен к творчеству, интуиции, спонтанным проявлениям радости, к сверхэмоциональности и капризам. В критических моментах человек часто «падает» именно на этот уровень.
- «Взрослый». Постоянная проверка реальности, логическое мышление, анализ информации, объективный взгляд на ситуацию. Человек стремится объективно воспринимать окружающую действительность и получать достоверную информацию. Для него характерны организованность, находчивость и способность реалистично оценивать свои возможности.
- «Родитель». Подразумевает мысли с действиями, которые принадлежали реальным родителям. Это слова и поступки, которые человек постоянно видел от близких людей в период взросления. Их внешний вид может говорить о суровом или заботливом характере. Они часто используют указательные жесты и такие слова, как «всегда» и «никогда».
С помощью понятий «Ребенок», «Взрослый», «Родитель» Эрик Берн описывал реально существующие феномены.
Например, если взрослый человек ворует в магазине жвачку, — он находится в состоянии «Ребенок». Но не потому, что это поведение свойственно детям. Просто он сам в детстве воровал жвачку теми же способами, испытывая те же эмоции.
Существует множество теорий личности. В социологии также изучают это понятие.
Простыми словами, личность — это конкретный человек с определенными моделями поведения и психическими особенностями. Структура личности включает в себя черты характера и физиологические особенности организма.