Почему так часто возникают конфликты? Даже самые спокойные и терпеливые люди иногда сталкиваются с ними. Конфликт — это естественное явление, и важно уметь распознавать проблемы, которые могут к нему привести. Какие существуют эффективные способы решения и управления конфликтами.
Содержание
Что такое конфликт в психологии
Слово «конфликт» происходит от латинского «confliktus», что означает «столкновение». Этот термин подразумевает противостояние, спор или ссору, в ходе которых стороны не придерживаются правил вежливости и приличия.
С точки зрения психологии, конфликт — это социальное взаимодействие, в котором участники занимают противоположные позиции по отношению друг к другу.
Конфликт — это наиболее острое противостояние противоположных интересов. В конфликте может участвовать несколько сторон.
В большинстве случаев это негативный процесс, который вызывает обиды и враждебность. Его нужно всеми силами избегать. Если происходит в большой компании — это еще и плохое управление.
Конфликт может быть представлен как процесс, имеющий два аспекта. С одной стороны, это непродуктивный и неконструктивный вид общения, который может привести к негативным последствиям.
С другой стороны, конфликт может служить катализатором для преобразования энергии в новую форму. Без этого преобразования отношения могут застопориться и не развиваться.
Признаки конфликта
Несмотря на то, что конфликты могут быть уникальными, есть общие признаки:
- Биполярность. Речь идет об оппозиции. Разные взгляды на одну и ту же ситуацию. Повод для последующего противостояния.
- Активность. Открытая вражда, борьба за интересы. Чтобы конфликтная ситуация перешла в активную фазу, нужен импульс. Например, одна из сторон негативно высказалась в адрес противника.
- Наличие противоборствующих сторон. Для открытого столкновения нужны субъекты — люди, которые противостоят друг другу.
В прямой конфронтации участвует минимум две стороны. На деле же все может быть куда серьезнее, ведь есть еще люди, которые поддерживают ту или иную сторону.
Виды конфликтов
Что такое конфликты и какими они бывают? Конфликты могут различаться по уровню напряженности, характеру и количеству участников. В психологии выделяют четыре основных вида конфликтов.
Внутренний конфликт
Конфликт мотивов, целей, убеждений и желаний. Неудовлетворенность какими-то условиями, достижениями, успехами.
Противостояние происходит внутри одного человека. Проблема, из-за которой портится настроение, появляются тревога и страх.
Возможно, человек просто не может разобраться с собственными желаниями. Или же не получается сформировать мнение о конкретном явлении, событии или какой-то личности.
У всех людей есть определенный набор установок, взглядов на жизнь. Они влияют на принятие решений, на действия и поведение.
Другими словами, люди живут по конкретным шаблонам. Когда что-то не вписывается в их систему взглядов, возникает конфликт восприятия. Например:
Человек является хорошим семьянином и по вечерам ему необходимо быть дома, в кругу семьи. Однако на работе он занимает руководящую должность.
И зачастую вынужден задерживаться, решая те или иные задачи. В этой ситуации возникает конфликт между личными потребностями и профессиональными требованиями.
В разрешении внутренних видов конфликта важную роль играет психология. Необходимо учиться контролировать эмоции, мысли, внутреннее состояние и внешние проявления.
Межличностный конфликт
Конфронтация между двумя и более людьми. Есть конкретные уровни развития и проблемы во взаимоотношениях.
У каждого человека есть своя точка зрения, и он готов ее отстаивать, не желая слышать аргументы противоположной стороны.
Разрешение конфликта между несколькими людьми — задача непростая. Многое зависит от причин, которые привели к конфликту, а также от его продолжительности.
Важную роль играет этап противостояния. Если стороны только спорят, то разрешить противоречия между ними не составит труда.
Но когда ситуация дошла до открытого противостояния — никакие методы не помогут разобраться с проблемой легко и просто.
Как правило, межличностные конфликты происходят из-за ограниченности ресурсов, например, из-за какого-то конкретного оборудования.
Один из сотрудников считает, что вся аппаратура должна находиться в его кабинете. Однако это мнение вызывает недовольство у другого сотрудника. Такая ситуация может привести к конфликту.
Особенности межличностной вражды:
- высокая эмоциональность;
- группа поддержки — люди, которые занимают определенную сторону конфликта;
- разногласия основываются на личной вражде.
Межгрупповой конфликт
Конфликт интересов может возникнуть в больших или малых группах. В противостояние могут вступать социальные группы или коллективы, но не отдельные люди.
Подобные виды конфликтов можно повсеместно наблюдать на футбольных стадионах. Возникают между фанатами разных команд.
Также участниками межгрупповых конфликтов могут быть профсоюз сотрудников и руководство завода. Нередко враждуют религиозные конфессии.
Признаки межгруппового конфликта:
- Обесценивание достоинств определенной группы людей. Одна сторона ставит себя выше другой.
- Люди объединяются согласно определенным ценностям и правилам. В какой-то момент они начинают воспринимать себя как единое целое.
- У людей в группах есть определенная характеристика, задача, роль.
Межорганизационный конфликт
Противостояние между двумя организациями. В большинстве случаев это всего лишь деловая конкуренция.
Две организации предоставляют одни и те же услуги или продают одинаковые продукты. Чтобы добиться успехов, им необходимо разобраться с конкурентами.
Иногда деловая конкуренция заходит слишком далеко. Стороны конфликта проявляют открытую ненависть друг к другу, готовы на любые шаги, чтобы предприятие-соперник закрылось навсегда.
Способы разрешения конфликтов
Каким может быть выход из конфликтных ситуаций? Есть несколько способов:
Отрицание
Противоборствующие стороны не признают конфликт, делают вид, что все в порядке. Отрицание может на время снять напряжение.
Однако позже конфликт разгорится с новой силой, и проблем станет еще больше. Нежелательно полагаться на временное затишье.
Избегание
Стратегия подразумевает, что стороны отказываются от прямого столкновения, но и решить проблему при этом не пытаются.
Они ждут более удобное время или надеются, что все разрешится само. В итоге обиды копятся, что в будущем приведет к серьезным проблемам.
Война
Открытая конфронтация с проявлением агрессии. Могут присутствовать угрозы, насилие. Дело может дойти до банальной драки.
В результате одна из сторон будет вынуждена подчиниться требованиям победителя. Однако это может привести к серьезным проблемам в долгосрочной перспективе, поскольку обиды не исчезнут, а только усилятся.
Компромисс
Это одно из лучших решений. Конфликтующие стороны идут на уступки, находят компромисс и завершают противостояние.
Однако нельзя часто прибегать к этому методу, поскольку он не позволяет полностью удовлетворить потребности конфликтующих сторон.
В какой-то момент враждующие стороны могут решить, что они и так слишком часто идут на уступки, и откажутся от них.
Сотрудничество
Лучший способ разрешить конфликт — это найти решение, которое будет выгодно обеим сторонам.
Такой способ требуется открытости, готовности выслушать позицию противника, понять и найти конкретное решение, которое будет выгодно всем.
Принуждение
Конфликт можно разрешить, подавив его. Обычно это делает руководитель, который управляет конфликтующими сторонами.
Их мнение не принимается во внимание. Начальник просто пришел и велел успокоиться.
Выбор определенного пути решения зависит от конкретной ситуации.
Но если стороны не смогут мирно и конструктивно выйти из противостояния, то в ближайшем будущем разногласия снова дадут о себе знать. Противостояние затянется, а разобраться с ним будет крайне тяжело.
Советы, которые помогут наиболее экологично решить конфликт
Разногласия могут стать толчком к позитивным переменам, но для этого важно уметь их конструктивно разрешать.
Есть определенные принципы, которые помогут разрешить конфликт с максимальной выгодой для всех сторон:
- Не притворяйтесь, что конфликта не существует. Примите тот факт, что ваши взгляды противоречат чьим-то интересам. Это важно сделать, чтобы разобраться с проблемой.
- Учитесь анализировать собственные поступки и решения.
- Уважайте другую сторону конфликта, проявляйте вежливость и понимание.
- Четко проговаривайте свои взгляды и желания.
- Старайтесь улучшать коммуникацию. Учитесь слушать и слышать человека, обосновывайте свои взгляды, ищите компромиссы.
Важно уметь замечать признаки конфликта на ранней стадии, когда напряжение только начинает нарастать. Не стоит дожидаться, пока противоборствующие стороны начнут открыто проявлять сильные эмоции.
Развитый эмоциональный интеллект позволит вам определить начало конфликта, четко сформулировать свою цель и выбрать наиболее эффективную стратегию поведения.